Вчера в своей резиденции в Горках премьер-министр Дмитрий Медведев принял видных представителей РСПП во главе с президентом союза Александром Шохиным. Были, в частности, председатель совета директоров «АльфаСтрахования» Петр Авен, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, председатель набсовета «Базового элемента» Олег Дерипаска. На стороне правительства — первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Ольга Голодец и Аркадий Дворкович. Формально встреча не была приурочена к прошедшему 26 мая Дню предпринимателя, но премьер начал свое приветственное слово именно с поздравлений.
В остальном атмосфера была вовсе не праздничной. Александр Шохин начал свою речь с обозначения «системных проблем», одна из которых — усиление закрытости органов власти. По его словам, многие госорганы злоупотребляют грифом «Для служебного пользования» (ДСП), применяя его даже к таким публичным документам, как поправки к Налоговому кодексу. «Гриф ДСП, правда, никого не останавливает — все, что грифуется, на следующий день мы читаем в газетах»,— прервал его Дмитрий Медведев, сказав, что в ряде случаев, когда решения носят «избыточно чувствительный характер», документы приходится секретить.
Александр Шохин, впрочем, говорил о практике использования грифа для ускорения разработки документов — о том, что он накладывается, когда не хватает времени для стандартной процедуры оценки регулирующего воздействия. Чтобы решить эту проблему, глава РСПП предложил разработать укороченную процедуру обсуждения отдельных проектов, которая могла бы применяться по решению премьер-министра. «Может быть, и в регламенте правительства надо прописать такие технологии»,— предложил он, добавив, что было бы правильно запретить ставить грифы ДСП на законопроекты — за исключением тех, что посвящены оборонному сектору и закрытым приложениям к закону о федеральном бюджете.
Поднял Александр Шохин и тему требуемой бизнесом предсказуемости и прогнозируемости социально-экономической политики — прежде всего по части налоговой нагрузки. Он напомнил о послании президента, которое провозгласило мораторий на повышение фискальной нагрузки до 2019 года. «Нам кажется, что это в равной степени и к налогам относится, и к страховой системе»,— сказал глава РСПП. В связи с передачей администрирования страховых платежей Федеральной налоговой службе он вновь запросил у правительства подтверждения, что роста нагрузки при упрощении технологии (вроде отмены пониженной ставки взносов на высокие зарплаты) не будет. Как сообщил “Ъ” Александр Шохин после встречи, подтверждение премьера о том, что передача администрирования не будет сопровождаться содержательными изменениями, отменой порогов или изменением ставок, было получено. «Нам важно, чтобы это не повисло в воздухе, чтобы по итогам нашей встречи вышли поручения»,— пояснил Александр Шохин.
Также на встрече глава РСПП предложил зафиксировать действующую временную ставку взноса в Пенсионный фонд в размере 22% как минимум на пять, а лучше на десять лет, и получил от премьера поддержку в деле применения единой методологии расчета фискальной нагрузки. Напомним, ранее РСПП предложил свой способ определения бремени — как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом НДФЛ, взносов в социальные фонды и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов) и валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации (см. “Ъ” от 22 марта). «Нам важно, чтобы в новых “Основных направлениях налоговой политики” уже присутствовала эта методология, согласованная с бизнесом. Премьер поддержал, осталось методику утвердить и инкорпорировать»,— сообщил “Ъ” глава РСПП.
Еще на закрытой части встречи обсуждалась тема изменения контрольно-надзорного законодательства — бизнес требует, чтобы готовящийся закон о контроле и надзоре был синхронизирован по срокам и по существу с поправками к действующему закону о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля (ФЗ-294). Поднимался и вопрос роста тарифов естественных монополий — премьер пообещал бизнесу, что тарифы будут устанавливаться по формуле «инфляция минус». Наконец, члены РСПП предложили создать рабочую группу по расширению полномочий ЦБ — чтобы мегарегулятор отвечал еще и за экономический рост, однако эту идею Дмитрий Медведев не поддержал.
Евгения Крючкова, Дарья Николаева