Сумма сделки оценивается не менее чем в $2 млрд. Китайские военные, таким образом, стали первыми иностранными заказчиками этих самолетов: до этого их эксплуатировали только ВВС России.
О том, что Москва и Пекин оформили сделку на поставку истребителей Су-35, "Ъ" сообщил гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов: "Долгие переговоры по поставке Су-35 в Китай завершены, мы подписали контракт". Источники "Ъ" в сфере военно-технического сотрудничества утверждают, что по условиям соглашения ВВС Китая получат 24 машины общей стоимостью около $2 млрд (порядка $83 млн за единицу). "Китай официально стал первым зарубежным заказчиком Су-35, это беспрецедентный контракт в истории поставок боевых самолетов",— подчеркнул один из собеседников "Ъ".
Су-35 (по кодификации НАТО Flanker-E+) — истребитель поколения 4++ большого радиуса действия. Способен развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, дальность полета — 3,4 тыс. км, боевой радиус — около 1,6 тыс. км. Вооружен 30-миллиметровой пушкой, имеет 12 точек подвески для навесного вооружения, включая ракеты и бомбы.
Впервые китайские военные обозначили свой интерес к Су-35 еще в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян на стенде компании "Сухой" ознакомился с возможностями истребителя и оценил его летные и тактико-технические характеристики. А в 2011 году Минобороны КНР официально обратилось в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с предложением о закупке Су-35. В конце 2012 года было подписано предварительное соглашение, но еще три года согласовывались технические и финансовые условия.
В частности, как сообщал "Ъ", пробуксовка была связана с тем, что, определившись с количеством приобретаемых Су-35, Китай потребовал внести изменения в облик самолета: в частности, оборудовать кабину пилота своей авионикой (см. "Ъ" от 19 мая 2014 года). По словам топ-менеджера одного из предприятий авиапрома, этот контракт не подразумевает лицензионного производства самолетов на территории КНР, то есть заказчик получит уже готовые к эксплуатации самолеты. Напомним, что сейчас Су-35 состоят только на вооружении российской армии: по условиям контракта от 2009 года ВВС РФ должны получить 48 машин в период 2012-2015 годов. В скором времени будет заключена новая сделка еще на 48 таких истребителей. Производственные возможности Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения позволяют выполнить все соглашения, говорит источник "Ъ" в авиапроме: "Это гарантированная загрузка мощностей на несколько лет".
В мае этого года китайские СМИ (в частности, Want China Times) отмечали, что закупка Су-35, по сути, неизбежна, поскольку существующие мощности по производству собственных самолетов J-11 не позволяли сократить разрыв по оснащенности от ВВС других стран. Они также обращали внимание, что российские истребители обладают увеличенным внутренним запасом топлива, что позволит Пекину беспрепятственно контролировать спорные территории. Такого рода конфликты у Китая с Филиппинами и Японией (на вооружении последней состоят американские истребители F-15).
По словам источника "Ъ", близкого к переговорам, именно контроль акватории китайская сторона называла своей "стратегической целью".
Отметим, что военно-техническое сотрудничество России и КНР сейчас весьма активно. После затишья 2006-2010 годов крупные оружейные сделки заключаются все чаще: например, в 2011 году в авиации и авиастроении сумма контрактов приблизилась к $1 млрд, в 2012 году Россия и Китай заключили крупнейший контракт стоимостью около $700 млн на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф и подписали рамочный контракт по дизель-электрическим подлодкам "Амур-1650" (по оценкам экспертов, его сумма составляет порядка $2 млрд). В сентябре 2014 года Китай первым купил четыре дивизиона новейшей системы ПВО С-400 "Триумф" стоимостью не менее $1,9 млрд — эта сделка позволила довести общую сумму заключенных в том году контрактов до $14 млрд. Лучше всего уровень отношений с Китаем в оружейной сфере в своем последнем интервью "Ъ" охарактеризовал гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин:
Я считаю, что если мы работаем в интересах КНР, то работаем и в своих интересах.
Эта сделка ощутимо увеличит портфель оружейных заказов России, говорят источники "Ъ". Китай еще в 2013 году приобрел российского оружия и военной техники на сумму более $1,8 млрд (заняв тогда четвертое место) и с тех пор из обоймы ведущих покупателей не выпадал.
Иван Сафронов